Производство 8 Mile
Околдованный
миром хип-хоп культуры, продюсер Брайан Грейзер в течение долгого времени
оставался убежденным, что этот мир содержит в себе огромный потенциал для
экранизации, и что еще ни разу этот потенциал не был использован. Грейзер принял
решение о создании сценария, который в полной мере отобразил бы его мощь,
энергию и эмоциональный заряд.
'Я более двадцати лет интересовался
хип-хоп культурой' - объясняет продюсер. 'Моим гидом в мир
хип-хопа стал Слик Рик, непревзойденный мастер. В его текстах рассказывалось о
неприятных вещах, о горькой правде жизни, но все это Слик Рик удивительно
сочетал с замечательным юмором и шутками. После этого мне захотелось подробнее
ознакомиться с этим удивительным миром хип-хопа, понять откуда он возник, где
следует искать его корни, как рождаются стихи, и как их следует понимать. Это
было задолго до того, как хип-хоп стал одной из ветвей шоу-бизнеса, и в него
стали вкладывать большие деньги'.
Режиссер Кертис Хэнсон объясняет, почему он взялся за такой нетипичный для себя
проект:
"Я видел возможность сделать серьезный фильм об эмоциональной борьбе подростков
в этой стране. Тема охватывает такие проблемы, как страх, отсутствие
безопасности, отчаяние и злость, поиск своего пути и своего лица. Вот о чем,
по-моему, и рассказывает наш фильм... Это рассказ о людях, пытающихся
реализоваться в городе, который раньше обещал каждому светлое будущее, а сегодня
не обещает ничего. Рассказ о людях, пытающихся найти себя в современном обществе
так же, как мы сами".
Грэйзер
понимал, что для того, чтобы подобный фильм стал удачным, первостепенной задачей
стояла необходимость найти соответствующего актера на главную роль. В то самое
время, как Грейзер решил пригласить на главную роль Эминема - человека
скандального, но при этом - безусловно талантливого, сам Эминем начал искать
продюсера, чтобы сняться в художественном фильме, и тем самым сделать свой дебют
в кино. Эминем и продюсер Джимми Лавин ознакомились с огромным количеством
предложений, но реально ни одно их не заинтересовало. Так было до тех пор, пока
они не встретили Грейзера.
Дебют Эминема
в игровом кино начался с 6-недельного периода репетиций.
'Кертис Хэнсон - непревзойденный мастер репетиций, - говорит Эминем - Я бы даже
сказал, - убийственный. Мы репетировали чуть больше месяца, нащупывая
оптимальное направление, и за это время у нас появилась возможность притереться,
лучше понять друг друга'.
Эминем хорошо
знаком с миром детройтских хип-хоп клубов.
'Я помню, что если бы я
проиграл подобное сражение, весь мой внутренний мир развалился бы на части.
Большинство людей, наверное, не поймут меня, подумав, что если не выиграл, то в
этом нет ничего страшного, можно попробовать еще раз, заново. Но это не так. Это
соревнование не на жизнь, а на смерть. Это своего рода спорт, ставший для таких,
как я неотъемлемой частью жизни. Для обычного человека это может выглядеть
глупо, но для нас это целый мир, это наша жизнь'.
Для процесса
самих съемок Хэнсон и оператор Родриго Прайето разработали оригинальный подход,
суть которого
заключалась в особой манере самой операторской работы.
'Кадр только выигрывает оттого, что запечатленное на нем не является абсолютно
безукоризненным. От этого мир кажется более непосредственным, реальным. И в этом
заключалась суть нашего подхода к фиксированию происходящего на камеру', -
говорит Прайето. - "Кертис и я, - мы долго размышляли над тем, как живут эти
ребята в черных кварталах, как они думают, ведут себя, как импровизируют во
время исполнения рэпа. Мы хотели проникнуться их идеологией".
Дизайнер
Филипп Мессина был потрясен тем разнообразием пейзажей и их контрастом, которые
увидел в Детройте. Возможно, это было обусловлено большим количеством пустых или
законсервированных строек, которые остались немыми свидетелями несбывшихся
мечтаний и иллюзий о процветающем городе. Ультрасовременные здания стоят пустые
или полуразрушенные, многие перестроены в складские помещения. Церкви переделаны
под рестораны. Жилые дома серии 'Т', относящиеся к 1930-м годам, можно увидеть
переделанными под любительские театры или реабилитационные центры для
наркоманов.
Эта тенденция расширяться и включать в свою инфраструктуру старые дома, вместо
того чтобы разобрать их и построить на их месте новые, - получила название 'Детройтизм',
и оказала огромное влияние на становление современного хип-хопа, где
использование фрагментов устаревшей музыки является одним из ключевых моментов.
Хэнсон и
Мессина воспользовались этой связью хип-хоп культуры с прошлым и зафиксировали в
фильме старые здания, постройки, которые начали жить второй жизнью, нашли новое
применение. Ярким примером является Мичиганский Театр, построенный в 1926 году,
и бывший с тех пор и ночным клубом, и рестораном, а в конце - ставший гаражом.
Мессина описывает это здание с чувством восхищения:
'Это одно из самых причудливых зданий, которые мне когда-либо доводилось видеть
в своей жизни. Этот театр был, в буквальном смысле слова, - выпотрошен снизу
доверху, и теперь большую его часть занимает трехуровневый гараж, а оставшаяся
четверть так и стоит со свисающими из выбитых окон изорванными занавесами. В
общем - удивительное, сюрреалистическое зрелище. Я буквально влюбился в это
здание'.
Кроме театра,
съемочная группа заново открыла для человечества ресторан Чин Тики. Заброшенное
много лет назад и
пришедшее в запустение здание зажило второй жизнью.
'Было такое ощущение, что посетители просто вышли на минутку и забыли вернуться'
- вспоминает Мессина. 'Там, например все еще стояли бутылки с ликером на барной
стойке и лежали спички рядом с пепельницами. Владелец ресторана был с нами, и
чуть не зарыдал, когда увидел, что его здание снова ожило после многолетней
паузы'.
Незадолго до
премьеры Эминем признался в своем беспокойстве о том, как публика воспримет его
первую значительную роль в кино, и что он до смерти боится смотреть фильм со
своим участием.
"Я видел рекламные кадры, но не знаю, как выглядит все остальное, поскольку я не
смотрел. Не могу видеть себя на экране. Это ужасно",- сказал Эминем.